18.02.2019

Утверждена Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года

Распоряжением от 13.02.2019 № 207-р Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия).


Проект документа был разработан Минэкономразвития России в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с учетом указов Президента Российской Федерации от 16.01.2017 №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» и от 07.05.2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также в соответствии с Положением о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития России и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории России и приоритетных направлениях размещения производительных сил (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 года №870).

Об утверждении Стратегии в рамках пленарного заседания «Факторы успеха: идеи, кадры, компетенции» Российского инвестиционного форума «Сочи-2019» сообщил председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев.

В своем выступлении он отметил, что Стратегия вместе с паспортами национальных проектов станет основой для правительственных решений по развитию регионов страны, детальной проработки Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 №2101-р.

Цели Стратегии – обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития страны, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, обеспечение национальной безопасности.

Стратегией определены задачи, принципы, приоритеты и основные направления пространственного развития России, сценарии пространственного развития, в том числе приоритетный (целевой) сценарий, перспективные центры экономического роста, макрорегионы, перспективные экономические специализации субъектов Российской Федерации, целевые показатели пространственного развития страны.

К принципам пространственного развития отнесены обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод на всей территории Российской Федерации, комплексный подход к социально-экономическому развитию территорий, содействие развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества, учет интересов и мнения населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития территорий и другие.

В рамках реализации Стратегии предусматриваются ликвидация инфраструктурных ограничений федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, снижение внутрирегиональных социально-экономических различий, расширение географии и ускорение экономического роста, научно-технологического и инновационного развития страны за счет социально-экономического развития перспективных центров экономического роста.

В частности, для обеспечения сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижения внутрирегиональных социально-экономических различий Стратегией в отношении городских и сельских территорий предлагается:

1) повысить устойчивость системы расселения за счет социально-экономического развития городов путем:

- обеспечения повышения качества и комфортности городской среды за счет капитального ремонта жилого фонда, расселения из ветхого и аварийного жилья, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, развития и благоустройства общественных (публичных) пространств, реставрации и приспособления объектов культурного наследия для современного использования;

- развития транспорта общего пользования;

- обеспечения сбалансированного развития городских территорий, в том числе путем освоения заброшенных и неэффективно используемых территорий, согласованного и комплексного развития застроенных и планируемых к застройке территорий;

- улучшения состояния окружающей среды, сохранения и развития зеленого фонда городов и пригородных территорий, стимулирования внедрения инновационных и экологически чистых технологий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, расширения использования экологически безопасного транспорта для обслуживания населения и отраслей экономики, реализации мер по защите от шумового загрязнения, развития системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая развитие индустрии обработки и утилизации отходов;

2) повысить устойчивость системы расселения за счет социально-экономического развития сельских территорий, путем:

- улучшения условий жизни жителей сельских населенных пунктов, в том числе путем обеспечения устойчивого сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда, повышения уровня благоустройства сельских населенных пунктов, обеспечения коммунальной инфраструктурой, в том числе центральным водоснабжением и водоотведением, газо-, энергоснабжением;

- содействия развитию малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий;

- повышения транспортной доступности сельских территорий до ближайших межмуниципальных обслуживающих центров за счет развития и приведения в нормативное состояние сети региональных и местных дорог, стимулирования развития общественного транспорта;

- повышения конкурентоспособности экономики сельских территорий, путем продвижения уникальных локальных брендов, содействия развитию потребительской, кредитной и иных форм кооперации, фермерства, повышения доступности рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержки развития специализированной инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, внедрения технологий и оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, содействия развитию объектов мелиорации, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и пашен; содействия диверсификации занятости и расширения поддержки инициатив населения в сфере предпринимательства, не связанного в том числе с сельским хозяйством;

- поддержки мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных земель, восстановление лесов и водных биологических ресурсов;

- содействия развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры на сельских территориях и продвижения их туристских ресурсов на внутреннем и международном туристских рынках.

Особое внимание в Стратегии уделяется приоритетным геостратегическим территориям, среди них Крым, Севастополь, Калининград, регионы Дальнего Востока, Северный Кавказ, Арктическая зона. Для таких территорий, по заявлению председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева (http://government.ru/news/35726/#doc), будут предусмотрены специальные меры поддержки, в развитие уже осуществляющихся.

В перечень перспективных центров экономического роста Стратегией включены перспективные города, образующие крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации, которые обеспечат вклад в экономический рост более 1% ежегодно (20 центров); перспективные центры экономического роста субъектов Федерации, которые обеспечат вклад в экономический рост от 0,2% до 1% ежегодно (44 центра); перспективные центры экономического роста субъектов Российской Федерации, которые обеспечат вклад в экономический рост до 0,2% ежегодно (31 центр); перспективные минерально-сырьевые и агропромышленные центры (27 центров); перспективные центры экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня (20 центров).

В Стратегии сформированы 12 макрорегионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Южный, Северо-Кавказский, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ангаро-Енисейский, Дальневосточный. Так, Омская область вошла в Южно-Сибирский макрорегион вместе с Республикой Алтай, Алтайским краем, Кемеровской, Новосибирской и Томской областями.

Основным механизмом реализации Стратегии является план ее реализации, который утверждается Правительством Российской Федерации (далее – план реализации Стратегии).

В целях координации, контроля и мониторинга реализации Стратегии федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, наделяется полномочиями:

- по координации и контролю деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием по комплексному социально-экономическому развитию территорий;

- по методологическому обеспечению пространственного развития;

- по обеспечению разработки статистического инструментария для мониторинга и оценки реализации Стратегии, в том числе на муниципальном уровне;

- по обобщению и продвижению лучших практик реализации проектов развития территорий;

- по формированию и обеспечению функционирования на постоянной основе центра анализа и мониторинга пространственного развития.

Для реализации определенных в Стратегии общенациональных задач заинтересованными федеральными органами исполнительной власти могут разрабатываться долгосрочные планы социально-экономического развития отдельных территорий, в том числе субъектов Российской Федерации, их частей и городов. Приоритетные области социально-экономического развития таких территорий определяются в соответствующих стратегиях социально-экономического развития. В отношении городских территорий приоритетные области социально-экономического развития определяются с учетом индекса городского развития (интегральная оценка качества человеческого капитала, состояние экономики и комфортности городской среды).

Состав мероприятий долгосрочных планов социально-экономического развития городов дифференцируется в зависимости от наличия особого статуса (монопрофильное муниципальное образование (моногород), наукоград, историческое поселение), численности населения и роли города в системе расселения. По представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в планы могут включаться мероприятия, осуществляемые ими в пределах собственных полномочий, в целях комплексного развития соответствующих территорий.

Реализация Стратегии потребует разработку и утверждение стратегий социально-экономического развития макрорегионов, а также планов их реализации в форме аналитических программ территориального развития макрорегионов, которые должны обеспечить синхронизацию во времени и пространстве реализации мероприятий, предусмотренных отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации, схемами территориального планирования Российской Федерации, инвестиционными программами развития субъектов естественных монополий.

Стратегией предусматривается создание нового механизма развития территорий (инвестиционных площадок) с особым режимом ведения предпринимательской деятельности, учитывающим перспективные специализации субъектов Российской Федерации и другие особенности территорий. В целях исключения дублирования мер государственной поддержки федеральные органы власти при государственной поддержке отраслей экономики каждого конкретного субъекта Российской Федерации будут учитывать перспективные экономические специализации граничащих с ним субъектов Российской Федерации и входящих с ним в состав одного макрорегиона.

В рамках реализации Стратегии также предполагаются разработка и утверждение комплекса мер по привлечению людей на территории со значительным экономическим потенциалом, характеризующиеся неблагоприятной демографической ситуацией, посредством стимулирования внутренней и внешней миграции.

С текстом документа можно ознакомиться в приложении к новости.

Список документов: