27.12.2018

Инвестиционный паспорт как маркетинговая составляющая комплексного проекта

Комплексный проект управления градостроительным развитием территории – быстрый и наиболее эффективный механизм подготовки градостроительной документации, включающий единовременное создание обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности, системный анализ проблем развития муниципального образования, подготовку всех видов градостроительной документации, иной документации, обеспечивающей устойчивое развитие и инвестиционное освоение территории муниципального образования, выработку программы мероприятий, обеспечивающих разработку и реализацию градостроительных решений, проектирование и (или) наполнение информационных фондов информационных систем обеспечения градостроительной деятельности [1].


Одной из главных целей градостроительной документации является эффективное социально-экономическое развитие муниципальных образований, однако, достижение данной цели невозможно без привлечения инвестиций, которые являются катализатором для множества экономических процессов. Повысить интерес к территории и привлечь инвесторов можно благодаря маркетингу.

Маркетинг территории представляет собой ряд технических методов, навыков, действий, реализация которых позволит с достаточной степенью успешности «продать», предложить заинтересованным лицам, например, конкретные характеристики территории (удобное местоположение территории, развитая инфраструктура, особые ресурсы и иные характеристики которые делают территорию более привлекательной для посещения). Маркетинг территории предполагает продвижение конкретно наполненной информации, особенной по формам и методам в связи со спецификой конкретной территории.

Одним из инструментов маркетинга территорий является инвестиционный паспорт, представляющий собой информационный сборник материалов, описывающий основные ресурсы и возможности территории, а также возможности муниципального образования по поддержке и реализации инвестиционных проектов.

Инвестиционный паспорт, являясь не только маркетинговым инструментом, но и элементом инвестиционной политики, выполняет определенную задачу – повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность муниципального образования. Именно поэтому главная задача инвестиционного паспорта – максимально эффективно донести до потенциального инвестора всю необходимую информацию о возможностях и потенциале территории.

Разработка инвестиционного паспорта муниципального образования, как и разработка градостроительной документации, начинается с формирования обобщенной информационной базы данных, представляющей собой массив социально-экономических, нормативно-правовых, статистических и прочих данных. Процесс разработки инвестиционного паспорта муниципального образования может выглядеть следующим образом:

              I.          Сбор исходных данных и формирование обобщенной информационной базы данных.

           II.          Комплексная оценка территории, анализ, выявление преимуществ и недостатков.

        III.          Формирование инвестиционного паспорта.

       IV.          Создание электронной версии инвестиционного паспорта с дальнейшей интеграцией в информационно-аналитическую систему муниципального образования.

Начальные этапы формирования паспорта схожи с аналогичными процессами при разработке градостроительной документации, это делает целесообразным его разработку в рамках комплексного проекта, который включает в себя документы стратегического социально-экономического и территориального планирования.

На сегодняшний день отсутствуют нормативы, определяющие структуру и содержание инвестиционного паспорта муниципального образования, но без сомнения, он должен включать в себя информацию, наиболее востребованную со стороны потенциальных инвесторов. Наиболее целостная и информативно-наполненная структура может выглядеть следующим образом (рис.1).

Рисунок-1 (Омельянчук).jpg

Рисунок 1 – Графическое представление возможной структуры инвестиционного паспорта муниципального образования

Условно структуру инвестиционного паспорта можно разделить на три блока. Первый описывает основные характеристики территории муниципального образования, ее преимущества, уникальные особенности, наличие и объёмы природных ресурсов, потенциальные рынки сбыта продукции внутри муниципального образования и за его пределами, емкость трудовых ресурсов и определяет основные направления экономики. Второй блок инвестиционного паспорта посвящен инвестиционному климату муниципального образования. В данном разделе приводятся примеры успешного освоения инвестиционных площадок и реализации инвестиционных проектов с подробным описание процесса. Также перечисляются нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность с пояснениями и уточнениями. Кроме того, перечисляются преференции, которые будут доступны инвестору, пожелавшему стать резидентом данной территории. Третья, итоговая часть, полностью посвящена инвестиционным предложениям. Как правило, инвестиционными предложениями являются инвестиционные площадки с предлагаемыми к размещению на их территории объектами. Для каждой из площадок должен быть указан ряд параметров (табл.1), в том числе ее графическое представление (снимок со спутника или БПЛА (рис.2).

Таблица 1 – Перечень параметров, характеризующих инфраструктурный потенциал территории


Параметры

Содержание

Общая информация

Наименование объекта, местонахождение, тип, форма собственности, управляющая компания (владелец), контактное лицо, информация о продаже, отраслевая специализация

Финансово-экономические характеристики

Оценка эффективности инвестиционного предложения, все ориентировочные затраты связанные с освоением инвестиционной площадки, в том числе строительство объектов, оформление необходимой документации

Транспортная доступность

Расстояние до ближайшего населенного пункта, наличие подъездных путей, удаленность от объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта

Характеристики участка

Общая площадь, площадь готовая к использованию, наименование зоны, план участка, цена реализации, цена аренды, земельный налог

Электричество

Электрическая мощность, стоимость подключения к сети, стоимость электроэнергии

Газификация

Объем газообеспечения, доступный объем газообеспечения, стоимость подключения

Водоснабжение

Объем водоснабжения, доступный объем водоснабжения, стоимость водоснабжения, стоимость подключения к водопроводной сети

Услуги управляющей компании

Логистика, услуги агентства кадров, обслуживание/техниче­ское обслуживание, охрана площадки, юридические услуги, консультации, уборка территории, иные виды услуг


Рисунок-2 (Омельянчук).jpg

Рисунок 2 – Спутниковый снимок территории с отображением предлагаемой инвестиционной площадки

В конечном итоге, качественно разработанный инвестиционный паспорт – это полноценный маркетинговый документ, способный оказать содействие в достижении главных целей маркетинга территории – повышения инвестиционной привлекательности территории и улучшения инвестиционного климата в целом.

Документ разрабатывается для того, чтобы оказать влияние на основных стейкхолдеров инвестиционного рынка и показать возможности, связанные с дальнейшим градостроительным развитием территории:

1. Муниципальное образование: организация инновационных и модернизация существующих производств, формирование кластерных структур, увеличение налоговых поступлений в бюджет, создание государственно-частного партнерства, заключение концессионных соглашений, развитие малого бизнеса, создание положительного имиджа и т.д.

2. Инвесторы: готовый «All Inclusive» документ, с подробным описанием вариантов инвестирования; при интеграции с информационными системами муниципального образования, в значительной степени возрастет удобство использования и актуализации информации инвестиционного паспорта; выгодные условия ведения бизнеса, с учетом налоговых преференций и льгот; поддержка со стороны администрации муниципалитета; снижение уровня бюрократизации процесса освоения инвестиционных площадок; готовые рынки сбыта продукции и наличие трудовых ресурсов.

3. Для населения: увеличение количества рабочих мест, повышение среднего уровня заработной платы и общее развитие муниципального образования.

Библиографический перечень

1.     Комплексные проекты управления градостроительным развитием территорий.  (дата обращения: 10.02.2018)


Статья опубликована в сборнике «Градостроительное планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат: материалы VII научно-технической конференции Института Территориального Планирования «Град» (24-28 апреля, 2018 г.).